Олжас Кундакбаев: «Нужно помогать стартаперам заработать их первый миллион».

Олжас Кундакбаев: «Нужно помогать стартаперам заработать их первый миллион».

24.08.2018

Основатель и генеральный директор IT-сервисов «Подпиши Онлайн» и «Smart Pay» Олжас Кундакбаев в своем интервью интернет-газете «Курсив» рассказал, с какими сложностями сегодня сталкивается IT-сообщество и какие меры необходимо предпринять государству для поддержки стартаперов и разработчиков.

- Олжас, Вы в сфере информационных технологий не первый год, поэтому не понаслышке знаете все нюансы этого направления. Чего сегодня не хватает современному казахстанскому IT-рынку?

- Критической массы. Не хватает критической массы студентов, которые окончили факультеты по IT-специальностям и действительно являются настоящими профессионалами своего дела. На рынке также нет критической массы заказчиков и клиентов. Более того, со стороны государства не так много запросов на местные разработки, в связи с тем, что они больше ориентированы на иностранный софт. Понимаете, у госорганов (я говорю не о всех) нет доверия к местным разработчикам. Поэтому принятие госпрограммы «Цифровой Казахстан» было весьма кстати. Ведь ее задачи направлены на поддержку именно казахстанских разработок, стартаперов и в целом IT-сообщества. Надеюсь, эффективная и продуманная реализация программы поможет изменить ситуацию на казахстанском рынке.

 

- А у Вас есть свое видение этой ситуации? Какие решения Вы бы могли предложить для эффективного развития отечественной сферы IT?

- Для развития IT-сферы, я предлагал запустить республиканский проект Startup Friendly. Его суть заключается в том, чтобы все государственные и коммерческие организации, хотя бы раз в год выделяли небольшой бюджет для проведения хакатонов (реализация IT-задачи за 24 часа). И тратить эти деньги на «маленькие задачи». Что это значит? Условно говоря, не просить стартаперов отправить человека на Марс, а автоматизировать какой-либо бизнес-процесс. Например, вход в здание.

Так вот, ставя перед стартаперами «маленькие задачи», проект Startup Friendly создавал бы необходимую критическую массу спроса и предложения. Например, студент мог бы разработать технологию по автоматизации входа-выхода в здание и при этом заработать свой первый миллион. Это стало бы отличной мотивацией и хорошим стартом для его дальнейшей инновационной деятельности. В свою очередь, компании получали бы готовые проекты по автоматизации своей работы.

Таким образом, национальные средства оставались бы в стране, а стартаперы получали шанс развиваться и расти. Ведь у нас столько талантливых ребят. И их нужно поддержать, пока они не уехали помогать развиваться другим странам. Плохо, когда человек чувствует свой потенциал, но не может в полной мере его реализовать. Поэтому нам нужно помогать молодым разработчикам сегодня. Придет время, и уже они будут двигать вперед «Цифровой Казахстан».

- Что Вы подразумеваете под словами «не могут реализовать потенциал в полной мере» и каким образом это можно изменить?

- Я сейчас постараюсь объяснить одну ситуацию, в которой уже заложены ответы на эти вопросы. В первую очередь, нужно выделять больше грантов на IT-специальности, тем самым мотивируя абитуриентов поступать на информационные технологии и смежные специальности. Кстати, этот пункт предусмотрен госпрограммой. Далее выстраивается следующая картина: студент выпускается, и если нет заказов на его услуги, то максимум, чем он занимается – меняет картриджи в какой-нибудь компании. Хотя мог бы заняться инновациями.

Вы понимаете, к чему я клоню? Нужно иметь в виду, что есть такой критерий в мире, когда население просто не готово потреблять. Например, в Америке рынок сам требует новых технологий и продуктов. Там заказчики лично находят какой-нибудь стартап и напрямую связываются с его разработчиками. Звонят и говорят, мол, проект классный, только переделай здесь и доделай там, и подписываем контракт о сотрудничестве.

У нас не так. Наши разработчики сами ходят к клиентам и рассказывают о преимуществах своих технологий. Однако потенциальные клиенты инертны и не хотят ничего воспринимать и делать. Это в плане B2C. Если же говорить о B2B, то здесь другой подход – все средства находятся в квазигосударственном секторе. Проводятся тяжелые тендеры, и многие компании не в состоянии выйти на них, не говоря уже о стартаперах.

И чтобы как-то исправить эту ситуацию, необходимо время и передовые решения, которые положительно скажутся как на спросе, так и на предложениях. Разработчики должны создавать полезные «продукты», а клиентам априори необходимо быть заинтересованными в улучшении своих бизнес-процессов.

Что касается меня, то я со своими проектами «Подпиши Онлайн» и «Smart Pay» не участвую в тендерах. Мне жалко тратить на это время. Мы напрямую работаем с частным сектором, который может принимать быстрые решения. В целом, я считаю, если предприниматель успешен в частной сфере, значит, он осилит и государственный сектор. Чего не скажешь, если ситуация обратная.

- Олжас, по мере Вашего становления как бизнесмена и руководителя успешных отечественных проектов, с какими сложностями Вы сталкивались?

- Слабая инновационная культура. Сложно менять устоявшийся менталитет людей. У большинства нет мотивации использовать и постигать что-то новое. Например, в рамках проекта «Подпиши Онлайн» мы предоставляем нашим клиентам безбумажный документооборот. Но у многих потенциальных клиентов устаревшие взгляды на отечественные IT-проекты. Также присутствует страх что-либо менять. Приходится объяснять и доказывать сто раз одно и то же. Сложно «сдвинуть» человека с той накатанной дороги, по которой он мыслит и двигается. Но это возможно. Полагаю, потребуется немало времени.

- Какова роль Государственной программы «Цифровой Казахстан» в этом вопросе? Какое из ее направлений Вы считаете ключевым?

- Все направления одинаково важны. Сама программа фундаментальна и даст свои плоды через 4-5 лет. Почему именно такой период? Необходимо не просто достичь всех намеченных показателей, но и охватить госпрограммой каждую компанию изнутри, каждого казахстанца, понимаете? Здесь важен комплексный подход. Я имею в виду, что нельзя «всухую» руководствоваться одними цифрами и показателями. Люди к процессу цифровой трансформации должны подходить осознанно.

Что касается моих проектов, то «Smart Pay» проходит по 68 программе «Цифровой Казахстан». Сегодня эту технологию используют более 6 тысяч предпринимателей по всему Казахстану и это не предел. «Подпиши Онлайн» участвует в рамках направления «Paper free».

- Расскажите подробнее, что из себя представляет Ваш проект «Подпиши Онлайн».

- Если говорить простым языком, это облачный документооборот на базе ЭЦП между юридическими лицами, то есть работа в формате B2B. Так, клиент загружает документ в облако, как в простой почтовик, подписывает своим ЭЦП и отправляет контрагенту. Соответственно, последний должен по личному БИНу и почте авторизовать ключ ЭЦП и подписать документ. На этом все. Знаете, в чем прелесть этого сервиса?

Однажды Аскар Жумагалиев сказал: хочу подписывать документы с iPad, а такой возможности до сих пор нет. Мы такую возможность предоставили. Для этого встречались с АО «Национальные информационные технологии», с Холдингом «Зерде», министерствами. Теперь в режиме реального времени парой кликов человек может подписать необходимый ему документ, находясь за пределами рабочего места. Мы используем облачные технологии и доступ для работы с сервисом открыт 24 на 7.

- Какое количество казахстанцев на сегодняшний день использует Вашу технологию?

- Примерно порядка 20 тысяч юридических лиц знают о нашем сервисе и периодически через него получают документы. К сведению, всего в Казахстане насчитывается 150 тысяч юридических лиц, а субъектов предпринимательства – полтора миллиона. Это значит, что нашей технологии для захвата отечественного рынка необходимо приблизительно года полтора.

- При разработке «Подпиши Онлайн», ориентировались ли Вы на зарубежный опыт?

- Мы изучали опыт Украины. Там «ПриватБанк» запустил сервис «Папка 24», где компании могут подписывать и хранить все документы по хозяйственной деятельности в электронной форме.

Учитывая тот факт, что мы банком не являемся и у нас совершенно другие реалии, мы создали свою технологию. Понимаете, банк разрабатывает технологические продукты лишь для своих клиентов, а мы это делаем для всех без исключения.

- Можете конкретизировать плюсы от использования Вашего сервиса?

- Да, конечно. В основном, клиентами «Подпиши Онлайн» являются телеком-операторы. Благодаря нашей технологии, компании сокращают свои расходы в 10 раз, а бизнес-процессы у них ускоряются в 3 раза.

Например, средний чек АО «KazTransCom» составляет 5 тысяч тенге, а документально оформить ежемесячный платеж стоит более 1 000 тенге (это работа бухгалтеров и доставка курьером) т.е. компания тратит 20% от своего дохода – это очень много. Но внедрив сегодня наш сервис, компания сократила свои расходы в 10 раз и при той же стоимости своих услуг получает больший доход. Срок подписания договоров и АВР сократился с 3 недель до 1 дня.

- Расскажите о Ваших краткосрочных планах в рамках развития и продвижения сервиса «Подпиши Онлайн». И что бы Вы могли посоветовать начинающим IT-компаниям?

- В ближайшее время мы собираемся подписать ряд договоров с крупными отечественными компаниями и расширить команду проекта «Подпиши Онлайн». Сегодня мы в поиске новых людей, которым с нами по пути.

Что же касается молодых начинающих IT-компаний, я бы посоветовал им демонстрировать свой потенциал и проекты на различных мероприятиях в рамках инкубаторов. Сотрудничать с технопарками, не пропускать хакатоны и разные стартап-форумы, где можно завести полезные знакомства, фидбеки и находить своих соратников и идейных вдохновителей.

- Astana Hub открылся сравнительно недавно, но перед ним стоят грандиозные цели, такие как развитие стартап-культуры и поддержка высокотехнологичных проектов. Как считаете, насколько это достижимо?

- Мое мнение – Astana hub ждет большое будущее, при условии сотрудничества с зарубежными рынками и компаниями. То есть технопарк расположен в Казахстане, здесь же «мозги» или «передовые головы» с крутыми идеями и проектами, которые будут использоваться клиентами из-за рубежа. Сегодня они ориентированы на B2C и это правильно. В этом контексте необходимо понимать: пока что казахстанский рынок мал. Именно поэтому необходимо ориентироваться не только на казахстанских потребителей, но и на зарубежных.

- В предыдущем ответе Вы сказали, что находитесь в поиске новых сотрудников. На какие качества потенциальных соискателей Вы обращаете внимание в первую очередь?

- Прежде всего акцентирую внимание на потенциале человека. У нас команда небольшая. В «Подпиши Онлайн» и «Smart Pay» вместе не наберется и 20 человек. То есть, мы делаем акцент не на количестве, а качестве.

Если вы слышали, есть такое выражение: бывают звездные команды, а бывают команды звезд. Разницу чувствуете? Условно говоря, последние из себя представляют 11 Роналдо. Своего рода «звезды», каждая из которых перетягивает одеяло на себя. Звёздная команда же работает как единый организм – сообща. У меня звездная команда. Вот такой подход. И от того у нас такие хорошие результаты по нашим двум проектам. Мы развиваемся вместе и поставленных задач достигаем тоже вместе. Такие сотрудники мне и нужны: умеющие работать в команде и с потенциалом.

- Олжас, благодарю за беседу и желаю вам и вашей звездной команде успехов и процветания!.

- Спасибо и вам.

Интервью опубликовано на сайте информационного агентства «Курсив.kz» 

https://www.kursiv.kz/news/vlast1/olzas-kundakbaev-nuzno-pomogat-startaperam-zarabotat-ih-pervyj-million/ 

{{words.discounts}}