Литер (18. 09. 2018 г.): Smart Pay: Цифровые новшества на рынке Казахстана.

Литер (18. 09. 2018 г.): Smart Pay: Цифровые новшества на рынке Казахстана.

18.09.2018

Сегодня интернет-экономика растет быстрыми темпами.

В развивающихся странах эта цифра достигает 25% в год. Неудивительно, что и Казахстан в числе тех, кто уделяет особое внимание данной тенденции, развивая государственную программу цифровизации. О том, как реализуется программа «Цифровой Казахстан» и какие проекты внедряются в этом направлении, газете «Литер» рассказала коммерческий директор ТОО «Smart Рay» Гульжанат Блялова.

– Расскажите, пожалуйста, нашим читателям простыми словами, что такое «Smart Рay»?


– «Smart Pay» – казахстанская финтехкомпания, которая занимается производством и продажей простых и недорогих продуктов для малого и среднего бизнеса Казахстана в области приема платежей как в розницу, так и в интернет-магазинах. Мы стараемся делать простой и удобный сервис, чтобы каждый казахстанец мог расплатиться безналичным способом со своего смартфона где угодно – в продуктовом магазине около дома, в парикмахерской или в такси. Все мы знаем, что сегодня большая проблема оплатить картой покупку в маленьком магазине. И это проблема не только регионов, в Алматы и Астане люди сталкиваются с этой проблемой каждый день, и если нет налички – по дороге домой вы не сможете купить хлеба и молока.

С другой стороны, есть законы, согласно которым предприниматели обязаны иметь POS-терминалы и онлайн-ККМ и за их отсутствие они могут получить административный штраф. На нашем рынке в основном импортные POS и ККМ, мы же делаем отечественные, по функционалу превосходящие их, а по цене ниже импортных аналогов. То есть любой предприниматель может приобрести наш POS-терминал за 12 900 тг. Или онлайн-кассовый аппарат за 15 900 тг. по всей стране. Это огромная разница в цене по сравнению со всеми другими аналогичными решениями. Среди наших клиентов на сегодняшний день такие компании, как Sulpak, Technodom, «КазАвтоЖол» и страховые компании.


Так что основная задача компании «Smart Pay» – предоставить максимальному количеству казахстанцев возможность оплачивать любые покупки и услуги безналично. Но у нас есть и другие проекты, например, online-сервис по приему платежей в бюджет от индивидуальных предпринимателей – Easypay.kz и сервис по оплате услуг ЦОН для всех граждан РК – FastPay.kz.

– Какое количество людей осведомлено о внедрении ваших продуктов и сервисов и успешно ими пользуются?

– Компания на рынке более двух лет, и с первых дней продукты нашей компании стали популярными на рынке Казахстана. Сегодня мы успешно реализовали более 20 000 единиц продукции при потребности рынка Казахстана в 500 000 единиц и обслуживаем более 6500 магазинов и 100 000 граждан Казахстана.

По крупным республиканским сервисам можно отметить, что по сервису платежей в бюджет от индивидуальных предпринимателей EasyPay.kz только в августе было обслужено более 3500 бизнесменов, и эти люди не потратили свое драгоценное время на очереди в банках, а сделали это, не покидая своего рабочего места. При этом стоит отметить, что этот сервис мы запустили в июле этого года и он работает круглосуточно.

Аналогичная ситуация и по сервису FastPay.kz – это сервис по оплате услуг ЦОН и штрафов для граждан РК, который был запущен совместно с НАО «Правительство для граждан». За несколько месяцев работы сервиса было обслужено более 1000 граждан РК.

– Все эти новшества действительно работают? Какой аудитории они больше полезны, с вашей точки зрения? Простому обывателю или бизнесмену?

– Конечно, работают! Обычными пользователями нашего сервиса являются простые граждане страны, которые покупают что-то в магазинах, получают какие-то услуги, оплачивают их в Интернете, а также бизнесмены, которые хотят получить налоговые преференции, торгуя через Интернет.

Наша компания – участник президентской программы «Цифровой Казахстан» и мы делаем продукты и сервисы, не имеющие аналогов в Казахстане и странах СНГ. Развитие наших продуктов и сервисов увеличит оборот торговли у бизнесменов и тем самым увеличит ВВП страны, и мы сможем войти в число 30 развитых стран мира.

– Как вы считаете, почему именно сейчас была разработана программа «Цифровой Казахстан»? В чем ее основная задача?

– Программа «Цифровой Казах­стан» очень своевременная по нескольким причинам. Первое – наш сегодняшний мир ускоряется день ото дня, и те процессы и технологии, что работали вчера, уже стали медленными и устарели для вызовов завтрашнего дня. Второе – чтобы войти в число 30 передовых стран мира, нам нельзя копировать другие страны, так мы их не обгоним. Нам нужно делать что-то другое – что-то свое, и делать надо быстро! И только IT-технологии позволяют менять процессы и ускоряться в освоении новых производств, продуктов и рынков. Третье – если мы всей страной не включимся в этот процесс, мы отстанем и нам будет очень сложно догнать наших соседей и конкурентов. К примеру, Узбекистан, по нашей оценке, за 3–4 года нас догонит, а еще через 3–5 лет перегонит нас в своем развитии, и мы не сможем этому помешать.

Основной задачей программы является сокращение расходов компании, снижение бюрократии, ускорение бизнес-процессов и выход на экспорт, вот что даст нам «Цифровой Казахстан».

– Говорят, что IT-специалист – это профессия XXI века. Согласны ли вы с этим? Есть ли хорошие специалисты в этой сфере у нас?

– В XXI веке много профессий исчезнет, появятся новые, например, исчезнут бухгалтера и профессии, выполняющие механическую работу. А в Казахстане только бухгалтеров 150 тысяч человек, и это тоже вызов для страны, ведь куда-то тогда придется направить эту армию людей. Поэтому сегодня государству надо задуматься и принять меры на опережение. Что касается IT-специалистов, они будут востребованы, но востребованы будут узкие специалисты, в IT-отрасли много специальностей, которым в Казахстане не учат. Секрет этой профессии в том, что работник может находиться в Казахстане, а компания, на которую он работает, – в США.

В Казахстане IT-специалистов, как нам кажется, хорошо готовят в МУИТ и СДУ. Ребята из этих вузов всегда востребованы, и многие из наших сотрудников закончили именно эти учебные заведения. Специалистов IT в республики не хватает, хотелось бы, чтобы было больше грантов для этих специальностей.

– Расскажите о себе. Как вы пришли в эту отрасль? Над какими еще проектами работаете?

– Начинала я свою трудовую деятельность с банка, работая кассиром в ЦОНе.  Это был 2007 год,  когда перед государством и страной в целом  стояла задача сократить очереди в различные государственные органы. На тот момент все началось с Центров по недвижимости, которые начинали  работать по принципу «одного окна». Я отчетливо помню, как в одно время в качестве эксперимента мы работали в будние дни  и субботу  до  21.00.

Граждане были  очень довольны скоростью работы операторов, а также  перечнем услуг, предоставляемых ЦОНом, и, конечно же,  оплатой в  кассе банка, когда ты просто протягиваешь денежку и проговариваешь, за какую услугу нужно заплатить, при этом не заполняя никакие  квитанции вручную. Я тогда особо не понимала, что данный опыт мне пригодится в будущем. В итоге я проработала в этом банке почти 10 лет, последняя позиция была – начальник отдела прямых продаж.

С банка меня «схантили», так сказать, в платежную организацию, для работы с проектами по МСБ. Тогда я, как простой обыватель, с глазу на глаз столкнулась с понятием «электронные деньги». Это была финтехкомпания, команда разработчиков и программистов, где нужны были  люди с банковским опытом. Бизнес МСБ очень многогранен и интересен, вот  тут как раз и пригодился мой  кассирский и банковский опыт  работы.

Литер

https://liter.kz/ru/articles/show/50954-cifrovye_novshestva_na_rynke_kazahstana 

{{words.discounts}}